С 1 июля 2022 г. прием заявительных документов по государственным услугам: регистрация ОПО в государственном реестре ОПО, ведение реестра ЗЭПБ, организация проведения аттестации производится по предварительной записи: лично, по телефону и  сообщением  на электронный адрес

Алексей Алёшин выступил в Совете Федерации в рамках «Правительственного часа»

27.06.2018

27 июня 2018 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор) Алексей Алёшин выступил с докладом «О состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах» в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В начале своего выступления Алёшин напомнил, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 172 тысячи опасных производственных объектов, около 2 миллионов объектов государственного энергетического надзора, почти 26 тысяч гидротехнических сооружений, более 200 объектов использования атомной энергии, а также около 1 500 радиационно-опасных предприятий. «В целом, уровень аварийности и смертельного травматизма на данных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период с 2010 по 2017 гг. показатели аварийности снизились более, чем на 40 % (с 368 до 220) а количество смертельных случаев – на 55 % (с 464 до 210)», - подчеркнул глава Службы.

Количество выявляемых нарушений по всем видам надзоров остаётся стабильным и составляет более 800 тысяч ежегодно. В том числе, высоким остается количество случаев административной приостановки деятельности в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью. «Количество таких приостановок за последние 3 года составило более 6 тысяч. За 2017 год была применена 2 151 приостановка. Фактически, в этих случаях речь идёт о предотвращенных авариях и сохранённых человеческих жизнях», - отметил Алёшин.

В целях недопущения аварий Ростехнадзором совместно с экспертным и бизнес-сообществом ведется интенсивная нормотворческая деятельность. В 2010 году Ростехнадзор был наделен функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Как итог – за истекший период при непосредственном участии Ростехнадзора было принято 37 федеральных законов, 2 указа Президента и 62 акта Правительства России. 505 нормативных правовых актов Службы зарегистрировано Минюстом.

В мае 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Указ, утверждающий Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Аналогичный документ готовится в области ядерной и радиационной безопасности.

«Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход, - напомнил руководитель Ростехнадзора. – Мы являемся одним из первых контрольно-надзорных органов, деятельность которого регламентируется законодательством с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах. В частности, такое регулирование с 2014 года уже применяется в области промышленной безопасности. Риск-ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за 5 лет сократить количество плановых проверок более, чем в 4 раза, что дало нам возможность сосредоточить внимание на наиболее сложных и опасных объектах. Статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба уровню безопасности».

С начала 2017 года на аналогичную модель "переведен" и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск-ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

Следующий шаг в повышении эффективности работы Службы, и эта задача также сформулирована в Послании Президента – реализовать дистанционные методы контроля. «В этих целях по нашей инициативе российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на ОПО, но и их собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора», - отметил Алёшин. По его словам, также планируется внедрение системы «Электронный инспектор».

Кроме того, по словам Алёшина, необходимо повысить роль и ответственности владельцев эксплуатирующих организаций за соблюдение ими обязательных требований. «Сегодня вся полнота ответственности в случае гибели людей ложится на эксплуатирующую организацию и ее должностных лиц, а собственники, в свое время не выделившие средств на устранение нарушений, не просто остаются "в стороне" – их зачастую вообще не интересует вопрос состояния безопасности», - отметил руководитель Службы. По его словам, предстоит коренным образом изменить работу служб производственного контроля эксплуатирующих организаций, повысить квалификационные требования к их сотрудникам, ответственность руководителей этих служб, обеспечить независимость от непосредственных руководителей предприятий.

Ростехнадзором будет предложен комплекс мер, направленных на совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности. Цель - повысить уровень независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы.

«Выражаю надежду, что наши предложения будут поддержаны Советом Федерации и найдут свое отражение и в соответствующем постановлении, и в дальнейших законодательных инициативах», - закончил свое выступление руководитель Ростехнадзора.


Возврат к списку