Внимание! С 26 июня 2021 г. вступает в силу Административный регламент Ростехнадзора предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 459)

Александр Трембицкий: «В парламенте нужны не популисты, а ответственные законодатели»

25.08.2021

Руководитель Ростехнадзора Александр Трембицкий ответил журналистам изданий «Промышленность и Безопасность» и «Берг-Коллегия» на вопросы о взаимодействии ведомства с депутатским корпусом Государственной Думы VII созыва и о планах работы с новым составом нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

В документах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору есть одно ключевое слово – «безопасность». Оно проходит красной нитью через нормативные документы и инструкции, через принятые решения и подготавливаемые законодательные акты. Собственно, с законов и начинается безопасность, о которой заботится Ростехнадзор, а законы принимает Государственная Дума, новый состав которой предстоит выбрать 17 – 19 сентября. Как ведомству работалось с депутатами седьмого созыва Думы? Всего ли, что планировалось, удалось добиться Ростехнадзору с предыдущим составом депутатского корпуса?

В период работы Государственной Думы седьмого созыва принят целый ряд федеральных законов, разработанных при участии специалистов Ростехнадзора.

Важно подчеркнуть, что создавались те законопроекты в тесном взаимодействии с бизнесом и институтами гражданского общества. Но эффективно и максимально динамично проделать такую работу стало возможным благодаря активному включению в процесс депутатов и профильных комитетов Думы.

Особые слова благодарности хочется адресовать ведущим партийным фракциям, сконцентрированным на повседневной кропотливой работе. В парламенте нужны не популисты, а ответственные законодатели.

Какие законы Вы бы выделили как особенно важные?

Например, принятие законопроектов, фактически сформировавших новую систему осуществления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.

Путём внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации установлена ответственность экспертных организаций за вред, причинённый разрушением или повреждением здания или сооружения, в случаях наличия положительного заключения экспертизы на стадии проектирования объекта.

Установлена ответственность за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов.

Внедрён новый порядок аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Он призван минимизировать риски аварий, обусловленных человеческим фактором.

Оптимизированы и приведены в соответствие с действующим законодательством составы преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных и строительных объектах, унифицированы меры наказания.

Принят целый ряд других законов, направленных на повышение уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах и объектах энергетики.

Всё это важно, прежде всего, для людей – не случайно слово «безопасность» ключевое и определяющее во всех этих документах.

– Наряду с перечисленными Вами законодательными новациями, Ростехнадзор работал над подготовкой документов стратегического планирования, актов Правительства Российской Федерации. Ну и, конечно, разрабатывается и выпускается много ведомственной «нормативки». Чем это все важно опять-таки для людей, для граждан России?

Ключевым событием последних лет в нашей сфере ответственности стало принятие Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года № 198.

Особое внимание специалистов Ростехнадзора было уделено реализации механизма «регуляторной гильотины» - инструмента масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов. Цель - создать в сферах регулирования новую систему понятных и чётких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку.

Тут я бы счёл необходимым отметить разработанные Ростехнадзором постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1192 и от 22 июля 2020 г. № 1086.

В них были признаны утратившими силу и отменены 219 нормативных правовых актов и их отдельных положений, в которых содержались обязательные требования в области промышленной безопасности и в области безопасности гидротехнических сооружений. Взамен отменённых приняты новые, актуализированные, соответствующие всем правовым канонам 16 постановлений Правительства Российской Федерации и 58 ведомственных актов.

– Возвращаясь к работе Государственной Думы. Как бы Вы обозначили какой-то важный, характерный для работы Ростехнадзора, законодательный вектор?

После принятия Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» за ним последовали сопутствующие законодательные изменения. Вследствие этого, и в нашей контрольной и надзорной деятельности внедрены новые подходы и инструменты. В частности, установлен приоритет профилактических мер по отношению к мерам контрольным и надзорным. Вообще расширена линейка видов профилактических мероприятий. Внедрены меры стимулирования добросовестности.

Одним из ключевых решений стала возможность оперативного досудебного рассмотрения жалоб на решения Ростехнадзора при осуществлении своих полномочий.

Но если взять конкретно ваш вопрос, то хотел бы отметить, что Ростехнадзор сегодня активно занимается совершенствованием той системы законодательных норм, что направлена на ускоренное внедрение цифровых технологий в надзорную деятельность. Первичные результаты «пилотных» контрольных мероприятий в цифровом режиме показывают: на фоне упрощения правоприменительной практики и повышения транспарентности надзора, о чём просит бизнес, растёт и уровень промышленной безопасности. А это отвечает интересам граждан.

– А какие задачи ведомство планирует решать с депутатами Думы нового созыва?

Мы очень рассчитываем на то, что народные избранники, работавшие над законопроектами в сфере полномочий Ростехнадзора, получат депутатский статус и в новом составе Думы. Их профессионализм и на практике продемонстрированная готовность заниматься проблемами повышения уровня промышленной безопасности очень нужны гражданам нашей страны. Именно во время работы Государственной Думы седьмого созыва мы фиксировали ежегодное неуклонное снижение показателей аварийности и травматизма. Возможно, прямая связь между деятельностью депутатов и этими процессами является некоторым допущением, но факт остаётся фактом.

Новые задачи качественного совершенствования системы контрольной (надзорной) деятельности диктуют необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования с учётом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, специфики нашей сферы, международных обязательств России и лучших мировых практик.

В рамках работы нового созыва Государственной Думы Ростехнадзору предстоит завершить немало уже начатых дел.

Это, в частности, выполнение задач, поставленных Основами государственной политики, которые решаются в проекте федерального закона «О промышленной безопасности». Он готовится к внесению в Правительство Российской Федерации.

Это сопровождение и принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений». Этот документ направлен на совершенствование регулирования в области безопасности гидротехнических сооружений и уже внесён в Государственную Думу.

Это внедрение применения с 1 января 2022 г. в деятельности Ростехнадзора индикаторов риска нарушения обязательных требований – энергетический надзор, горный надзор, лицензионные виды контроля.

Это нормативное правовое урегулирование лицензионных видов контроля с категорированием объектов и лицензиатов, проведением отдельных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, применением индикаторов риска. Это коснётся экспертизы промышленной безопасности, обращения взрывчатых материалов промышленного назначения, производства маркшейдерских работ.

Это урегулирование процедуры оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

И, наконец, это расширение перечня государственных услуг, предоставляемых в электронном виде с переводом процедуры предоставления в реестровую модель.

– Мы всё время говорим о вопросах, касающихся компетенции Ростехнадзора. А что делается государством непосредственно для служащих ведомства?

Эффективное функционирование Ростехнадзора требует от сотрудников большой ответственности. Результативность деятельности напрямую зависит от самоотдачи и вовлеченности при исполнении служебных обязанностей.

Могу сказать, что кадровый состав Службы состоит из профессионально грамотных, социально ориентированных специалистов.

Ростехнадзор является элементом системы федеральных органов исполнительной власти, и его сотрудники, как и все госслужащие, охвачены нормами обеспеченности, предусмотренными законом.

Наряду с обязательными выплатами по системе оплаты труда, для работников ведомства действует система дополнительного материального стимулирования. Они имеют возможность бесплатного медицинского обслуживания. Отдельным категориям инспекторов предусмотрены дополнительные отпуска.

На регулярной основе проводится работа по улучшению жилищных условий служащих путём предоставления единовременной субсидии на приобретение жилья.

Функционирует система адресного оказания материальной помощи работникам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Важно: всё мною перечисленное является следствием поддержки законодателей.

– Получают ли служащие ведомства поощрения ещё в каких-либо формах?

Конечно. Мы активно задействуем систему нематериальной мотивации. В Ростехнадзоре учреждена и активно применяется система поощрения работников ведомственными наградами. Так как наши инспекторы задействованы в более чем 20 видах надзора, они зачастую поощряются наградами других министерств и ведомств.

Особо отличившиеся сотрудники представляются к награждению государственными наградами, наградами Правительства Российской Федерации.

– Это интервью проходит в преддверии важнейшего политического события года – выборов нового состава Государственной Думы. Возможно, вопрос покажется Вам странным, но сами пойдёте голосовать?

Выборы в Государственную Думу это способ прямого участия всех и каждого в формировании законодательных и политических процессов. Неважно, кем и где ты работаешь голосовать логично для любого гражданина, которому небезразлична судьба страны.

Я проголосую сам и, уверен, также поступят все мои коллеги из Ростехнадзора. Никакой рабочей загрузкой неучастие в выборах оправдать нельзя. Мы госслужащие и нас по определению не могут не заботить вопросы госуправления.

Выше я уже выразил мнение, что в парламенте важна ежедневная кропотливая работа по совершенствованию правовой базы. Парламентарии должны исполнять наказы избирателей, но они не должны быть популистами. Они должны быть ответственными законодателями. Прежний состав Госдумы на протяжении пяти минувших лет демонстрировал эту ответственность. Как глава регуляторного ведомства, которое работает со сложными отраслями народного хозяйства, критически важными объектами промышленности и энергетики, могу утверждать это с полной уверенностью.

И нисколько не сомневаюсь, что и новый состав парламента, который мы изберем в сентябре, оправдает наши ожидания. Людей не обмануть пустыми обещаниями – они проголосуют за стабильность, ответственность и дальнейшее поступательное развитие страны!


Возврат к списку